Подробно рассказываем про Аналитиков данных в Авито на отдельном лендинге. А в этой статье знакомим с профилями Аналитиков, ожиданиями от них и условиями перехода на следующий уровень.
Ожидается, что все аналитики, независимо от уровня, обладают базовыми качествами и навыками:
- Системное и структурированное мышление: способность мыслить от общего к частному и наоборот.
- Критическое мышление: здоровый скептицизм при работе над задачами и анализом существующих данных. Аналитик должен допускать неточности в данных и перепроверять их на «здравый смысл».
- Коммуникация: для доказательства своей точки зрения используются результаты исследований. Очень важно, чтобы аналитик эффективно взаимодействовал с коллегами, которые не владеют статистическими методами анализа. Аналитики должны уметь объяснять метрики, методологии и полученные результаты в понятной форме без специальных терминов.
- Простота решений: поиск простых решений для сложных проблем всегда в приоритете. Аналитики должны сначала пробовать простые подходы, а потом браться за сложные. Если использование сложного подхода неизбежно, то аналитик должен предусмотреть способ быстрой проверки и доказательства его эффективности.
Краткое описание ролей:
- Junior. Развивается и обучается с помощью старших коллег. Он получает заранее формализованные задачи, а взаимодействие со стейкхолдерами по задачам происходит с помощью аналитика более высокого уровня или тимлида.
- Middle. Самостоятельно выполняет задачи, активно участвует в дискавери-процессах команды и сам договаривается со стейкхолдерами о приоритетах задач.
- Senior. Отвечает за аналитику направления/юнита. Решает открытые проблемы и влияет на бизнес-результаты. Он самостоятельно планирует работы на квартал и генерирует аналитические задачи.
- Lead. Решает сложные аналитические задачи и является центром экспертизы в одном из ключевых навыков аналитика. Он планирует, организует и реализует сложные проекты, которые помогают в достижении бизнес-целей кластеру/вертикали. Распространяет свои знания и экспертизу вовне: выступает на митапах и пишет статьи. Ищет открытые проблемы в продукте и бизнесе своего кластера/вертикали.
- Principal. Создаёт аналитические продукты, которые решают задачи всего Авито, и регулярно выступает на конференциях.
Описание ожиданий от аналитика:
- Поиск задач. Находит и выполняет задачи, как минимум, на один уровень ниже, чем он сам. Задачу можно выполнить самому, делегировать или поделиться с другими коллегами.
- Решение задач. Формализует, решает и интерпретирует задачу своего уровня сложности.
- Hard skills. В Авито есть внутренняя трехбалльная система, по которой оцениваются хард-скиллы в разерезе владения следующими пятью инструментами/знаниями:
- SQL/DWH
- Визуализация
- Статистика и математика
- Python
- Machine Learning
- Обмен знаниями. Чем выше уровень аналитика, тем шире круг людей, с которыми он обменивается опытом.
- Управление ожиданиями. Самостоятельно планирует нагрузку и взаимодействует со стейкхолдерами.
- Влияние на бизнес. Его работа влияет на бизнес-результаты компании.
Для определения уровня аналитика мы также используем понятие «сложность задачи». Сложность задачи определяется из трёх критериев:
- Критерий открытости. Определяет, насколько открытой была постановка задачи.
- Критерий масштаба. Определяет продолжительность и важность задачи для продукта или бизнеса.
- Критерий аналитической сложности. Определяет техническую сложность задачи.
От JA ждут роста до следующего уровня в течение полугода-года. Для подтверждения уровня Junior A должен самостоятельно провести исследование уровня Middle, результат которого значимо повлияет на дискавери-/деливери-процессы или инструмент, которым другая команда воспользовалась и получила аналогичный эффект. Переход осуществляется по результатам калибровки при оценке «Сверхрезультат - на следующей роли».
От A ждут роста до следующего уровня в течении года-двух. К уровню старшего аналитика должны стремиться все аналитики. Дальнейший рост не обязателен. Обязательное условие перехода — выполнение аналитического проекта уровня Senior или запуск аналитического продукта, системы, фичи в рамках ОКР-инциативы продуктовой команды и его защита на уровне Head of Analytics. После достижения уровня Старшего Аналитика сотрудник может продолжить рост по экспертной или менеджерской лестнице.
Для перехода на уровень LA нужно выполнить проект уровня Lead с влиянием на метрики уровня кластер или /вертикали и защитить его на уровне Analytics Meetup.