Mind-map книги «Управление изменениями. Полное руководство по моделям, инструментам и техникам внедрения изменений в организации»
Авторы: Эстер Кемерон, Майк Грин
-
Теория X и Y Дугласа Макгрегора
- Теория X: Все работники ленивы и нуждаются в постоянном контроле.
- Теория Y: Люди нуждаются в работе и при правильных условиях осознанно вносят вклад в развитие организации.
-
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга
-
Факторы, удерживающие на работе
- политика компании
- условия труда
- величина заработной платы
- отношения с начальниками, коллегами, подчиненными
-
Факторы, мотивирующие к работе
- достижения
- признание заслуг
- ответственность
- возможности для карьерного роста
-
-
Что мотивирует человека
-
Финансовая мотивация: премии, бонусы, штрафы
-
Нефинансовая: индивидуальная/групповая обратная связь, признание, внимание руководителя и коллег
-
-
Как применять
- Идентифицировать модели поведения, влияющее на производительность.
- Оценить масштаб. Как часто они используются?
- Провести функциональный анализ. Определить составные части каждой модели поведения.
- Разработать корректирующую стратегию. Какие способы поощрения и наказания повлияют на выбранные модели поведения.
- Оценить эффективность стратегии.
Когнитивный подход: Эмоции, проблемы и реакции человека меняются тогда, когда меняются его способы думать.
-
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия Альберта Эллиса
- Негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции появляются не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта.
-
Концепция ценностных ориентаций личности Милтона Рокича
- Ценности личности формируют систему ее убеждений, которая в свою очередь формирует жизненную позицию. А жизненная позиция влияет на эмоции и поведение.
-
Что мотивирует человека
- Успех, достижение цели, улучшение качества жизни
-
Как применять
-
Связывать цели организации с целями сотрудников и их личной мотивацией.
-
Применять коучинговую поддержку в процессе изменений для рефрейминга препятствий и сопротивления.
-
Процесс изменения в организациях вызывает те же стадии, но они протекают менее драматично.
-
Модель Элизабет Кюблер–Росс (5 стадий)
- отрицание
- злость
- торг
- депрессия
- принятие
-
Кривая изменения Адамса, Хейеса и Хопсона (8 стадий)
- шок/сюрприз
- отрицание
- злость
- торг
- депрессия
- принятие
- эксперимент
- открытие
-
Модель изменений Вирджинии Сатир (5 стадий)
- статус-кво
- сопротивление внешнему элементу
- хаос
- интеграция под действием преобразующей идеи
- новый статус-кво
-
Что мотивирует человека
- После перехода на стадии принятия/интеграции людей мотивирует новое видение и перспективы.
-
Как применять
- Адаптировать управленческий подход к эмоциональным состояниям тех сотрудников, которые непосредственно осуществляют изменения.
Гуманистический подход: Человек не может быть максимально эффективен без полного эмоционального присутствия и осознания ситуации.
-
Пирамида Маслоу
-
5 категорий человеческих потребностей
- самоактуализация
- уважение
- любовь, принадлежность к чему-либо
- безопасность
- физиологические
-
Человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
-
-
Клиент-центрированная терапия Карла Роджерса
-
3 ключевых условия роста и развития индивидов и организаций
- подлинность и конгруэнтность
- безусловное позитивное отношение
- эмпатическое понимание
-
-
Гештальт-терапия Фрица Перлза
- Сегодняшние трудности человека обусловлены тем, как он действует сегодня, сейчас.
-
Что мотивирует человека
- удовлетворение потребностей
- устранение препятствий к достижению цели
- повышение осознанности
-
Как применять
- Обеспечить здоровый уровень открытости
- Обеспечить позитивное восприятие вклада индивида
в достижение целей организации - Создать условия для развития людей
-
Помогает понять отклик людей на изменения
-
Определяет индивидуальные предпочтения
- По способу получения энергии — экстраверсия и интроверсия
- По тому, чему уделяется внимание и как обрабатывается информация — ощущение, интуиция
- По тому, как принимаются решения — мышление, чувства.
- По тому, какой стиль жизни предпочтителен — суждение, восприятие
- Природа изменений — эволюционная или революционная
- Последствия изменений — кто выиграет, кто проиграет?
- История организации — как изменения проходили раньше?
- Тип личности — как в соответствии с типом человек реагирует на изменения?
- История личности — каков личный опыт изменений?
-
3 стадии процесса изменений
- Разморозка: создание мотивации к изменениям.
- Изучение новых концепций и поиск новых смыслов в старых концепциях.
- Заморозка: усвоение новых концепций и смыслов.
-
2 силы действуют на человека, подвергающегося изменениям
- тревога, связанная с обучением
- тревога, связанная с выживанием
-
Для успешного внедрения изменений
тревога за выживание должна быть больше
тревоги из-за обучения
-
Рабочая группа
- Стабильные цели, процессы, состав.
-
Самоуправляемая команда
- Рабочая группа без управленца. Распределенное лидерство.
-
Параллельная команда
- Не является частью иерархии, существует параллельно ей.
-
Проектная команда
- Формируется на определенное время под конкретный проект. Подчиняется спонсору проекта.
-
Матричная команда
- Управляется проектным менеджером, но члены команды подчиняются также своим функциональным руководителям.
-
Виртуальная команда
- Часто состоит из людей, проживающих в разных локациях, которые никогда не встречаются или встречаются редко.
-
Команда людей, связанных знакомством (нетворкинг)
- Основной целью является не бизнес, а распространение знаний в организации.
-
Управленческая команда
- Отвечает за производительность бизнес–единицы.
-
Команда изменений
- Может быть командой любого типа.
- Миссия команды, планирование и постановка целей
- Роли
- Операционные процессы
- Отношения внутри команды
- Отношения между командами
- Формирование
- Конфликт
- Нормализация
- Функционирование
- Расставание
- Зависимость
- «Бороться или бежать»
- Образование пар
- Единство
-
Машина
- Цели и задачи определяются топ–менеджментом.
- Изменения инициируются топ-менеджментом.
- Сопротивление модерируется, корректировка поведения происходит с помощью тренингов.
-
Политическаясистема
- Облеченные властью индивиды создают новые коалиции для победы над существующими.
- Изменения происходят тогда, когда победившая коалиция выдвигает новые идеи.
-
Организм
- Решения принимаются коллективно.
- Изменения внутри организации являются ответом на изменения вовне.
-
Поток и трансформация
- Сотрудники, обладающие авторитетом, инициируют и фасилитируют дискусии.
- Процесс появления изменений не управляется, они возникают в обсуждениях.
- Конфликты и разногласия порождают изменения.
- Разморозка. Оценка текущего состояния.
- Движение. Переход к новому состоянию через участие и вовлечение.
- Заморозка. Стабилизация нового состояния: утверждение новых стандартов и правил, вознаграждение за успех.
- Исследование необходимости изменений, ресурсов.
- Планирование ключевых решений и действий.
- Действие согласно плану.
- Интеграция — формализация изменений через правила. Награды и оповещение всех подразделений.
- Создать ощущение срочности.
- Сформировать влиятельную коалицию.
- Создать видение.
- Обсудить видение.
- Вдохновить остальных этим видением.
- Спланировать и осуществить краткосрочные победы.
- Консолидировать улучшения и проводить еще больше изменений.
- Институционализировать новые подходы.
- C = [A * B * D] > X
- C — изменения
- A — уровень недовольства текущим положением
- B — желание осуществить изменения или достичь состояния
- D — практичность изменений (минимальный риск или возможные разрушительные последствия)
- X — «цена» изменений
-
4 компонента организации
- работа
- люди
- формальная организация
- неформальная организация
-
Управление изменениями – это работа со всеми четырьмя компонентами, не с одним или двумя.
-
3 фазы перехода
-
Окончание. Прежде чем начать новое, необходимо завершить старое.
-
Нейтральная зона. Мотивация падает, беспокойство растет. Люди дезориентированы. Но это могут быть самые креативные моменты.
-
Новое начало. Люди чувствуют готовность делать что–то по–новому. Ключевые элементы для достижения этой стадии: цель изменений, картина будущего, пошаговый план, роль в этом будущем.
-
- Рассматривайте пилотные запуски для крупномасштабных изменений.
- Реалистично оценивайте свои цели в процессе изменений, особенно в части ресурсов и времени.
- Находите и поощряйте то, что уже делается правильно.
- Будьте максимально открыты целям и миссиям вашего предприятия.
- направляющее видение
- страсть
- целостность
- выбор направления
- поддержка сотрудников
- мотивация сотрудников
-
Трансформационный лидер использует в управлении
- харизму
- вдохновение
- стимуляцию мышления людей
- индивидуальный подход
-
Транзакционный лидер использует в управлении
- вероятность вознаграждения
- управление исключениями — исправление ошибок
-
Самоосознанность — знание своих внутренних состояний, предпочтений, ресурсов, интуиции.
-
Самоуправляемость — способность управлять своими состояниями, импульсами, ресурсами.
-
Социальная осознанность — понимание чувств, потребностей и забот других людей.
-
Социальные навыки — умение вызывать нужные реакции в других.
-
Принудительный
- Говорит людям, что делать
- Эффективен в кризисных ситуациях
- Возрастает зависимость, сотрудники перестают думать
-
Авторитетный
- Уговаривает и вовлекает людей в своё видение
- Пользуется доверием и полон энтузиазма
- Полезен, когда нужны конкретные новые шаги
- Вызывает негативный эффект, если доверия лидеру недостаточно
-
Присоединяющий
- Выстраивает отношения через позитивную обратную связь
- Эффективен, когда отношения натянуты или испорчены
- Непродуктивен, если используется без сочетания с другими стилями
-
Демократический
- Спрашивает мнение команды и прислушивается к нему
- Эффективен, когда команда готова внести свой вклад
- Может привести в тупик, если члены команды не имеют достаточно опыта
-
Устанавливающий стандарты
- Повышает планку требований, увеличивает темп
- Эффективен,когда мотивация и компетентность членов команды высоки
- Изнуряет при чрезмерном использовании
- Не работает, когда члены команды нуждаются в помощи
-
Коучинговый
- Вовлекает и поддерживает членов команды в освоении нового, развивает их навыки
- Полезен, когда существует недостаток компетентности
- Этот стиль не работает, когда сотрудник не мотивирован
-
Выявление потребности в изменениях
- Определить проблемную зону, общаясь с сотрудниками.
-
Формирование команды
- Собрать вместе нужных людей и организовать командную работу.
-
Создание видения и ценностей
- Вместе с группой создать картину будущего успеха.
-
Общение и вовлечение
- Создать условия для обсуждений, открыто озвучить сроки и роли, которые люди будут играть в процессе изменений и после.
-
Наделение полномочиями
- Поставить задачи тем, кто был вовлечен в создание нового видения.
-
Внимание к улучшениям и подпитка энергией
- Быть готовым жонглировать большим количеством проектов и инициатив.
-
Дать людям возможность осознать, в какой точке они находятся сейчас и как много было сделано.
-
Будьте проактивным.
Знайте, что нужно сделать, и решите делать это.
Не зависьте от обстоятельств. -
Начинайте, представляя конечную цель.
Имейте четкое понимание, чего вы хотите достичь каждый год, месяц, неделю, день. -
Делайте сначала то, что нужно делать сначала.
Учитывайте срочность и важность каждого дела, организовывая свое время. -
Думайте в духе «выиграл–выиграл».
Действуйте с уверенностью, что взаимовыгодное решение возможно. -
Сначала старайтесь понять, а потом — быть понятым.
Будьте готовы уточнять позицию другого человека, прежде чем возражать или высказывать свою точку зрения. -
Достигайте синергии.
Цените различия и работайте так, чтобы сумма была больше слагаемых. -
Затачивайте пилу.
Избегайте «вечной занятости». Находите время для изучения нового.
-
Присутствие и «глубокое слушание»
- наблюдать и прислушиваться к тому, что происходит прямо сейчас
-
Фрейминг
- четко определять контекст и рабочее пространство для других
-
Контейнирование
- сохранять спокойствие и уверенность в ситуациях вызова
- давать возможность другим высказывать свою озабоченность индивидуально или в группе
- создавать пространство для работы с собственным беспокойством
-
Устойчивость
- уметь противостоять побуждению к немедленному действию, желанию принять быстрое решение или сподвигнуть к нему других
-
Забота о себе
- следить за своей физической и ментальной формой
- уделять внимание своему беспокойству и неуверенности
- практиковать навык внутреннего диалога