Skip to content

Kyzminyarik/lab2

Repository files navigation

Лабораторная работа №2

В большинстве современных ПК используется следующая иерархия памяти:

Тип Скорость доступа Размер
Регистры процессора порядка 1 такта несколько сотен или тысяч байт
Кэш процессора L1 порядка несколько тактов десятки килобайт
Кэш процессора L2 от 2 до 10 раз медленнее L1 от 0.5Mb
Кэш процессора L3 около сотни тактов от нескольких мегабайт до сотен
Кэш процессора L4 (Intel 5 поколения) несколько сотен тактов >100Mb
ОЗУ от сотен до тысяч тактов от нескольких гигабайт до нескольких терабайт
Дисковое хранилище миллионы тактов до нескольких сотен терабайт
Третичная память до нескольких секунд или минут практически неограничен

Кэш - промежуточный буфер с быстрым доступом, содержащий информацию, которая может быть запрошена с наибольшей вероятностью. Доступ к данным в кэше осуществляется быстрее, чем выборка исходных данных из более медленной памяти или удаленного источника, однако её объём существенно ограничен по сравнению с хранилищем исходных данных.

Информация в кэше хранится в виде групп ячеек памяти (строк), организованных в так называемые кэш-линии. Размер кэш-линий может отличаться в разных процессорах, но для большинства x86-процессоров он составляет 64 байта.

Рассмотрим на примере чтение первого элемента массива из оперативной памяти (пусть sizeof(int) равен 4 байта):

int* arr = new int[32]; // 4 * 32 = 128 байт
int i = arr[0]; // чтение первого элемента (первых четырёх байт) из массива arr

Cache

При первом чтении данных, которых еще нет в кэш-памяти, происходит серия промахов. В итоге данные были получены из ОЗУ и сохранены на всех уровнях кэша. Важно отметить, что размер запрашиваемой памяти составляет 4 байта (первый элемент массива), однако чтение из памяти происходит блоками по 64 байта (размер линии кэша).

Теперь повторное чтение любых данных из первых 64 байт массива будет приводить к попаданию в кэш.

int j = arr[0]; // чтение с 0 по 3 байт
int k = arr[4]; // чтение с 16 по 19 байт
int m = arr[15]; // чтение с 60 по 63 байт

Cache

Если же обратиться к любому элементу из второй половины массива (с 16 по 31 элемент), то снова произойдет серия промахов, после чего данные будут успешно кэшированы:

int j = arr[16];

Cache

Теперь массив arr полностью находится в кэше L1, следовательно любое обращение к элементам массива arr будет приводить к попаданию в кэш L1 и иметь очень высокую скорость чтения.

В случае, если кэш-память заполнена, новые данные вытесняют самые старые.

Далеко не всегда массив может полностью поместиться в кэш-уровене. В качестве примера рассмотрим кэш-уровень L1 размером 256 байт и два массива arr1 и arr2 размером в 256 байт и 320 байт соответственно:

int * arr1 = new int[64]; // 4 * 64 = 256 байт
int * arr2 = new int[80]; // 4 * 80 = 320 байт

Попробуем обойти массивы в цикле. При чтении одного элемента массива фактически из памяти считывается одна кэш-линия размером в 64 байта. Это означает что в кэш считывается сразу 16 элементов типа int (16 * 4 = 64 байта). Поэтому немного оптимизируем наш обход и будем считывать каждый 16-ый элемент массива начиная с нулевого, т.е. элементы с индексами [0, 16, 32, 48, 64...]. При таком способе обхода кадждая попытка чтения будет приводить к загрузке новой кэш-линии. Очевидно, что при первом обходе в кэш-памяти нету необходимых данных и будут промахи. Назовем этот проход прогревом кэша. Поэтому совершим как минимум два обхода:

int k = 0;
int arr1 = new int[64]; // 4 * 64 = 256 байт
for (int i = 0; i < 64; i += 16) // прогрев
    k = arr1[i];
for (int i = 0; i < 64; i += 16) // чтение
    k = arr1[i];

Cache

При прогреве кэша происходят промахи и приходится производить чтение из следующих уровней памяти. Следовательно, время обращения к элементу массива увеличивается. После прогрева массив arr1 полностью поместился в кэш-памяти L1 и время обращения к элементу массива стало равным времени чтения из L1.

Однако ситуация меняется для массива arr2, который не вмещается в кэш L1:

int k = 0;
int arr2 = new int[80]; // 4 * 80 = 320 байт
for (int i = 0; i < 80; i += 16) // прогрев
    k = arr2[i];
for (int i = 0; i < 80; i += 16) // чтение
    k = arr2[i];

Cache

Т.к. массив arr2 не вмещается в L1, то при каждом считывании новой линии кэша происходит промах. Точно такая же логика справедлива для остальных кэш-уровней. Таким образом, обходя массивы различных размеров описанным выше способом, можно измерить время чтения одного элемента массива для каджого кэш-уровня процессора.

Задача

Используя описанный выше способ обхода провести исследование зависимости времени чтения одного элемента массива от размера массива.

Обход совершить тремя способами:

  • прямой (0, 16, 32, 48, ...);
  • обратный (..., 64, 48, 32, 16, 0);
  • случайный (например 32, 128, 0, 16, 48, 64 и т.д.).

Каждое исследование включает в себя серию эксперементов c определенными размерами.

Количество экспериментов в серии определяется следующим образом:

1/2 * cache_sizes['1'] < 2^x < 2^(x+1) < ... < 2^(x+n) < 3/2 * cache_sizes['max']

Пример

В примере ниже показано, что для процессора с тремя уровнями кэша (2mb, 4mb, 8mb) необходимо провести серию из 5 эксперементов.

cache_size['1'] = 2 mb;
cache_size['2'] = 4 mb;
cache_size['3'] = 8 mb;

// 1mb < 2mb < 4mb < 8mb < 12mb

Эксперимент

Каждый эксперемент состоит из 3 шагов:

1. Создание буфера
2. Прогревание кэша
// <-- время начала эксперемнта
3. Циклический проход (1000 итераций)
// <-- время окончание эксперемента

Шаг 1

Инициализация буфера может происходить, как с помощью чтения данных из файла в выделенную область памяти, так и с помощью случайного заполнения с использованием генератора случайных чисел.

Шаг 2

Данный шаг необходимо выполнить для получения репрезентативных данных, т.к. кэш-память еще не заполнена.

Шаг 3

Для получения времени обхода от размера массива процедуру прохода необходимо многократно повторить (порядка 1000 раз).

Результаты

Ниже представлен формат и пример отчета:

investigation:                                       |  investigaion:
  travel_variant: <вариант_прохода>                  |    travel_order: "direction"
  experiments:                                       |    experiments:
  - experiment:                                      |    - experiment:
      number:                                        |        number: 1
      input_data:                                    |        input_data:
        buffer_size: <размер_буфера>                 |          buffer_size: "1mb"
      results:                                       |        results:
        duration: <продолжительность>                |          duration: "1ns"
  - experiment:                                      |    - experiment:
      number: <номер_эксперимента>                   |        number: 2
      input_data:                                    |        input_data:
        buffer_size: <размер_буфера>                 |          buffer_size: "2mb"
      results:                                       |        results:
        duration: <продолжительность>                |          duration: "2ns"
                                                     |
investigation:                                       |  investigation:
...                                                  |  ...

Рекомендации

При создание неиспользуемых переменных для считывание данных из буфера можно использовать аттрибут [[maybe_unused]]

About

No description, website, or topics provided.

Resources

License

Stars

Watchers

Forks

Releases

No releases published

Packages

No packages published